КИСА - Студенческий театр эстрадных миниатюр (ВГПУ)
Обращение к СТЭМовцам История театра Миниатюры Наш фотоальбом Скоро на сцене Рекомендуем сайты друзей Напишите нам

МИНИАТЮРЫ ОТ “КИСЫ"

 

Братья, СТЭМовцы. Рыская по Интернету в поисках миниатюр с целью пополнения репертуара, вы с удивлением обнаружили, что изрядное количество СТЭМов имеют в Сети свои странички. На которых есть все: перечни заслуг, рассказы о собственной крутизне, фотографии, предложения о сотрудничестве, но практически нет одного – миниатюр. И это понятно, миниатюр много не бывает, тем более миниатюр по-настоящему смешных и интересных. Воровство миниатюр, идей и приемов – давняя традиция мастеров веселого жанра. Юрий Никулин после гастролей своего цирка в Ленинграде с удивлением прочел в местных газетах следующее: “Очень хорошие репризы показали клоуны Никулин и Шуйдин. Жаль только, что полгода назад все это нам показал Олег Попов”. Никулин бросился звонить Попову: “Не стыдно красть?” “А мне плевать, – ответил солнечный клоун, – главное, чтобы меня публика любила”.

На всех фестивалях СТЭМов мигают лампочками видеокамер. Воруют. Чтобы потом, включив видеомагнитофон прямо на репетиции, скопировать все один к одному и получить успех и славу. Слава богу, что не деньги. Это мощная бизнес структура КВН породила рынок шуток. Шутки продаются поштучно и за доллары.

СТЭМовское движение в основной массе бедно и пока единственной целью воровства миниатюр является любовь зрителей.

А тут еще такая проблема. КВН, будучи допущенным на большой телеэкран практически полностью подменил понятия. Многие коллективы, поющие у микрофонов переделанные песни, перемежая их не связанными друг с шутками очень обижаются, когда их называют КВНщиками.

Но СТЭМ изначально понимался как жанр эстрадной миниатюры, маленькой истории, короткой микропьесы, в которой есть сюжет, конфликт, развязка. Увы, большинство сейчас понимает СТЭМ как то же что и КВН, только команда выступает одна целый час без перерыва.

Вторая проблема, она же причина массового воровства миниатюр. Между восприятием текста миниатюры и восприятием ее сценического варианта – дистанция огромного размера.

Большинство миниатюр в написанном виде никак ни кажутся смешными и интересными. В моей практике было множество случаев, когда я брал текст и начинал с глубоким отвращением ставить какую-нибудь зауряднейшую сценку. Но после первых разводок с удивлением обнаруживал, что получается совершеннейшая конфетка. А что делать, миниатюру надо еще суметь сыграть и поставить.

Бывало и нам доводилось миниатюры заимствовать. Но никто никогда не мог упрекнуть СТЭМ “КИСА” в том, что чужие миниатюры он делал под копирку. Хуже ли, лучше ли, но сценическая редакция (картинка) у нас всегда была своя.

Поэтому я с легким сердцем размещаю на этом сайте тексты полутора сотен миниатюр, когда-либо поставленных мной с театром миниатюр “Киса” Воронежского педагогического университета. Все они имели успех у зрителя и у жюри различных фестивалей. Большинство из них было отснято на видео и воспроизведено разными коллективами в разных городах страны.

Часть из них придумана и написана мной (“Влюбленные”, “Старшекурсники”). Часть получена в порядке обмена от других СТЭМов на фестивалях (“Лэся”, “Бабульки”, хотя допускаю, что миниатюры, подаренные нам якобы авторами не всегда принадлежат перу тех, кто нам их дарил). Нередко мы заимствовали идеи и сюжеты и создавали на их базе совершенно другие вещи. Есть еще ряд миниатюр, относящихся к классике (“Авторитеты”, “Лапша”), которые ходят по СТЭМам аж с 60-х годов и авторство их достоверно установить трудно. Очень много миниатюр подарил мне автор, мой друг и единомышленник из Курска Андрей Курицын, которому низкий поклон. Целых два спектакля из миниатюр, написанных Андреем (“Тихая обитель” и “Кому зачетик?”) мне довелось поставить, и именно они имели самый большой успех. Ставить миниатюры Курицына – огромное удовольствие и на афишах, расклеенных по Воронежу, я старался писать его фамилию покрупнее, ибо считаю, что талант этого старого СТЭМовца в родном городе оценен недостаточно.

Одним словом, коллеги, берите и ставьте. В представленных текстах нет ни одной не смешной, не проверенной многократно на зрителях миниатюры. Все дело в воплощении.

А если вы чувствуете большую потребность в успехе, но малые свои постановочные силы, то напишите мне – я вышлю вам видеокассету. Но за нее уж конечно придется заплатить. Вообще, пишите мне, расскажите о своем СТЭМе. Присылайте свои оригинальные миниатюры, я их вам отрецензирую и с вашего разрешения поставлю, а потом расскажу как получилось.

Успехов.
Олег Ласуков, руководитель театра миниатюр “Киса”, ВГПУ.
lasukoff@mail.ru


ОСНОВНЫЕ СТЭМОВСКИЕ СПОСОБЫ РАССМЕШИТЬ ЗРИТЕ ЛЕЙ

 

Мальчики в женских одеждах

Любая одежда, одетая не там и не на того – смешна. В центре Ростова всегда будет смешон истинный шотландец, а в Гвинее местные папуасы будут угорать над вашими джинсами. А уж парень в юбке – это всегда смешно, по причине сексуального оттенка. На вопрос: “Чем ваш СТЭМ отличается от остальных?” мы всегда отвечаем: “У нас единственный СТЭМ, в котором женские роли играют девушки”

Трусы

Та же причина. Голые мужские ноги – это всегда смешно.

Пародии на телепрограммы

Телевизор смотрят все. Поэтому любой намек на популярную телепередачу, ввиду ее узнаваемости всегда будет вызывать хохот. Помню, как прокололись на фестивале в Брянске ребята из Рязани, сделавшие пародию на передачу “ОСП”. Из шестисот человек в зале смеялись только мы. Ну кто ж знал, что ТВ-6 тогда в Брянске не принимали. Ждем пародий на “За стеклом” и “Миллионеров”

Пьяные и грузины

Появление на сцене пьяного, обдолбанного или говорящего с акцентом персонажа всегда вызывает в зале веселое оживление. Мне всегда было интересно, как слышат нашу русскую речь иностранцы? Вот уж, наверное, укатываются. Однажды на фестивале в г.Ровно, коллектив из Одессы спародировал нас. Они говорили сильно растягивая гласные: “При-и-ивет, Ва-а-а-ароне-е-еж”. Мне и в голову не приходило, что мы в Воронеже так сильно тянем. Мы то смеялись над одесситами, что, мол, они тараторят, а оказывается – это над нами надо смеяться.

Сексуальные меньшинства

Мода на них проходит, но кое-где в провинции шутки про “дурашек” по-прежнему имеют успех.

Синхробуффонады

Один из самых безотказных способов получение одобрительных воплей зала. Синхробуффонада сочиняется легко. Берется любая житейская ситуация, без сюжета и событий и под нее подбираются цитаты из популярных песенок. Исполнителям остается только открывать рот, под “фанеру”. Особенно популярен сюжет “Жена, любовник, муж”. Предлагаю вам сейчас же сочинить синхробуффонаду на этот сюжет.

Итак, в гостях у чужой жены Любовник, который намекает, что пора бы приступить к прелюбодейству. При этом он поет: “ ”.

Жена вроде бы и согласна, но для вида нужно поломаться и она поет: “ ”.

Но тут входит Муж, видит эту картину и спрашивает “ ”.

Жена начинает оправдываться “ ”.

Муж гоняется за Любовником со словами: “ ”. и т.д.

Заполните пробелы подходящими цитатами из песен и посмеетесь.

Мультяшки

То же что и предыдущее, только нарезаются фразы из популярных фильмов.

Например, на сцене воспроизводится сценка студенческой пьянки. К одному студенту подходит другой студент с бутылкой и говорит голосом Кролика из мультфильма “Вини-Пух”: “Пятачок, тебе меда ли сгущенного молока?”. Все укатываются.

Сейчас очень модны цитаты из фильма “Брат”

Литературная классика

Ввиду того, что сейчас уже никто ничего не читает – это жанр сходит на нет. Но все еще живут пародии на “Красную шапочку” и “Отелло”. Причем если “Шапку” в детстве нам еще читали и мы представляем себе события этой истории, то об “Отелле” представления наши смутные. Знают, что он был Мавр и задушил жену, но подробности в тумане. Однако, студент Отелло душащий студентку Дездемону из-за пропавшего конспекта будет на студенческой сцене жить вечно.

Секс и правительство

Психологически любая словесная ломка общественных запретов сопровождается эмоциональным всплеском. Самые сильные общественные запреты традиционно – это сексуальные запреты. Посему любая шутка “ниже пояса” обречена на несоизмеримо более бурную реакцию публики, чем какая-либо другая.

“Подумаешь, отрезали пиписку
А писку-то от этого, а писку...” (Л.Филатов)

Ну, а шутки над правительством всегда были особенно хороши в период тоталитаризма и цензуры.

Микрофонные шутки

Микрофон сильно убивает СТЭМ, как театральный жанр. Ныне уже 50 процентов миниатюр – это стояние и микрофонов и шутение в них. Картинка напрочь отсутствует, зато решена проблема со слышимостью. Человеческий голос вполне может прокачать тысячный зал, но нет, нас тянет к микрофонам. В результате все слышно, смотреть не на что. Можно и по радио послушать. (Каждый раз, когда мы выходим на сцену и убираем стойки, то с нетерпением ждем, когда местный радист скажет нам заветную фразу: “Нужно учится работать с микрофонами”.) Шутки в микрофон не требуют сюжета и мизансцены.

Итак, как видим, рассмешить зрителя совсем не трудно. Когда я слышу рассуждения маститых юмористов о том, что заставить зрителя плакать гораздо легче, чем смеяться и что “смех – дело серьезное”, то я искренне смеюсь, ибо они лукавят. Уж им-то отлично известно, что самое плевое дело на свете – смешить толпу. Правда есть одно наблюдение. Восемьсот человек действительно ржут над любой пошлостью, это отчетливо видно и слышно по реакции зала. Но после концерта можно опросить все восемьсот – и каждый из них окажется врагом пошлого юмора. Кто же смеялся?

 

Обращение к СТЭМовцам | История "Киса" | Миниатюры нахаляву | Наш фотоальбом | Рекомендуем сайты друзей | Напишите нам      © "Киса" 2006   E-mail: lasukoff@mail.ru

Hosted by uCoz